Что читать детям летом: списки для внеклассного чтения

открыть
открыть
Решение проблемы повышения интереса к чтению и формирования читательской грамотности в современной России является одной из важнейших задач сохранения и развития национальной культуры.
Сегодня большинство россиян (некоторые исследователи называют 50%) не читают книг, газет и журналов. На душу населения в России приходится менее 3 прочитанных книг в год. В то время как в развитых странах - 10-12.
Международная программа по оценке образовательных достижений обучающихся выявила, что по чтению Россия оказалась на 42 месте (74 страны приняли участие в исследовании 2014 года).
Предложенный проект «Время читать» направлен на стимулирование чтения и развитие активной читательской общности обучающихся и педагогических работников Оренбургской области.
Задачи проекта:
Повысить читательский интерес у целевой аудитории.
Пропагандировать современные произведения, чтение которых формирует нравственные качества личности, воспитывает уважение к стране и родному языку.
Целевая аудитория: обучающиеся и педагогические коллективы образовательных организаций.
Механизм реализации проекта
1 этап - организационно-подготовительный: август - сентябрь. Разработка образовательными организациями методологических и технологических основ проекта, изучение и анализ эффективных технологий развития читательского интереса, информирование участников образовательного процесса о проекте «Время читать».
2 этап - практический: октябрь - май. Реализация системы мероприятий проекта.
3 этап (итоговый ) - аналитический: июнь - август. Мониторинг и обобщение опыта, оценка результатов реализации проекта, распространение лучших практик.
3 этап (итоговый ) - аналитический: июнь - август. Мониторинг и обобщение опыта, оценка результатов реализации проекта, распространение лучших практик.
В МОБУ "СОШ № 47" г. Оренбурга издан приказ "О реализации регионального методического проекта "Время читать", составлен и утвержден План мероприятий по реализации регионального проекта "Время читать" на 2018 - 2019 учебный год.
Таким образом, реализация проекта по созданию образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению будет способствовать приобщению обучающихся к чтению как составной части решения проблемы качества общего образования. Системное чтение повысит читательскую активность за счет предостав¬ления широкого и разнообразного поля возмож¬ностей знакомства с книгой и другими источниками информации, расширит образовательную среду за счет соз¬дания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников. Мощный потенциал книги и чтения даст возможность воспитывать гражданские чувства, развивать социальную активность, поможет активизировать образова¬тельные возможности семьи за счет развития культуры семейного чтения.
В результате реализации системы мероприятий в рамках методического проекта «Время читать!» в МОБУ «СОШ № 47» наблюдается повышение уровня читательского интереса (количество записавшихся в школьную библиотеку возросло), у обучающихся повысился уровень духовной культуры, коммуникативных компетенций.
В рамках, имеющихся в школе условий, было создано единое образовательное пространство, способствующее развитию и поддержанию интереса к чтению, в котором культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка. Эмоциональная привлекательность такой среды определяется рядом общезначимых факторов, среди которых особое значение придается организации внеаудиторной занятости обучающихся, широким спектром предложений для досуговой деятельности и доступностью различных источников информации внутри образовательного учреждения.
Замечательным стимулом к чтению является издание школьной газеты «Новостной звездопад» с литературными опытами обучающихся: заметки о школьной жизни, новости и т.д. Дети читают самих себя! Это многое значит для признания ребятами самоценности. Газета выпускается с октября 2018 года под руководством заместителя директора по ВР Норкиной Ю.А. и при поддержке учителя математики и информатики Зайко Н.В. Издание выпускается в электронном (на сайте школы) и бумажном варианте, который располагается в школьном пресс-центре для всеобщего обозрения.
В течение года заведующая библиотекой Джаппарова Л.Д. постоянно проводила для ребят библиотечные уроки. Основная цель уроков, проводимых библиотекарем, - заинтересовать, увлечь ребёнка, приобщить его к миру книги. Заведующей библиотеки накоплен большой опыт работы в этом направлении, разработаны десятки уроков различной тематики. Также проходили библиотечные бинарные уроки. На таких уроках усилия учителя и библиотекаря объединяются. Только у библиотекаря основное средство влияния литература. Заранее библиотекарь подбирает по теме урока необходимые издания в фонде, и, пользуясь наиболее интересной информацией из них, обращает внимание детей на эти книги, побуждая к чтению. Учитель и библиотекарь на таких уроках не дублируют, а дополняют и поддерживают друг друга.
Один раз в четверть воспитанники театральной студии «Алые паруса» под руководством педагога дополнительного образования проводили литературную гостиную.
Очень тесно МОБУ «СОШ № 47» сотрудничает с БУК «Детская библиотека «Алиса» по адресу: ул. Полигонная, 11. Обучающиеся нашей школы (5 - 10 классы) ежемесячно посещают занятия в библиотеке. Партнёрская работа нацелена на приобщение подрастающего поколения к миру литературы и искусства. Пристальное внимание на занятиях уделяется проблеме чтения.